Столицы донского казачества /Автор текста Бурлака В.; Редактор Горбенко А. – Азов: изд-во Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, 2010. – 23 с.
Донское казачество — великая и грозная военная сила, пять столетий служившая на благо России.
Свою историю - бурную, драматическую - донские казаки создали с оружием в руках.
Казачество участвовало во всех основных этапах истории Российского государства XV-XX веков.
Здесь, на Донской земле, земле русской свободы сформировалось смелое и могучее Войско Донское - верный защитник границ и интересов России.
В древности по Донской земле проходили дороги скифов и сарматов, гуннов и готов, болгар, хазар, славян, итальянцев. В XIII-XV вв. Приазовье входило в состав Золотой Орды, в XV-XVII вв. - являлось частью Османской империи, с XVIII в. принадлежит Российскому государству.
Донское казачество формировалось с XV века в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московским государством, Польшей, татарскими ханствами. Первые общины вольных людей на Дону выживали в постоянной борьбе с многочисленными противниками, вдали от развитых центров. В XVI-XVIII веках казачество жило войной, охотой, рыбной ловлей, морским промыслом. Занятие земледелием запрещалось: «дабы воинским промыслом помешки не было». С начала XVII века донское казачество уже имело внутреннее устройство: Войсковой Круг, выборных атаманов-предводителей, старшину и получило название «Войско Донское».
Первые казачьи поселения появились наДону в XVI столетии, в XVII веке их было около 50, а к 1699 г. - 84. Казачьи городки размещались обычно в труднодоступных местах, были укреплены двойными палисадами, набитыми землей, с вышками, где дозорные несли сторожевую службу. В землянках и избах-куренях казаки жили, собираясь на майдане у часовни или в становой избе.
Городки, где казаки собирались в Главное Войско, становились столицами Войска Донского. Здесь проходили Войсковые Круги, избирались атаманы, отсюда уходили в «походы за зипунами» и на взятие «языка», на защиту Российской земли. Сюда приезжали царские послы. Здесь делили царское жалование, вершили суд, принимали в казаки.
***
Раздорский городок, Монастырское урочище, Азов, Черкасск и Новочеркасск в разное время были столицами Войска Донского. Каждая из них олицетворяет определенный этап в жизни донского казачества.
Раздоры - центр донской вольницы;
Монастырский - остров казачьей памяти;
Азов - город казачьей славы;
Черкасск- столица казачьей свободы;
Новочеркасск - столица Войска Донского.
Все они как яркие островки бессмертника в донской степи - открытой, огромной и вечно притягательной, как история донского казачества.
РАЗДОРЫ
1571-1622 гг.; 1642-1644 гг.
В начальный период истории казачества войсковым центром были Раздоры. Городок находился на песчаном острове, в пойме трех рек: Сала, Северского Донца и Дона. Казаки говорили, что появился городок «на раздорской земле», где Северный Донец при впадении в Дон как бы раздирает руслом землю на многочисленные ерики, протоки, острова. Это и обусловило название «Раздоры».
Ученые полагают, что Раздоры входили в число трех-четырех городков первого казачьего атамана Сары-Азмана, о которых говорилось в ногайской жалобе царю Ивану Грозному 1549 г.
Первое упоминание городка Раздоры содержится в документах о сопровождении русского посла А. Ишеина-Кузьминского от Москвы до Азова в 1571 г. До Азова его провожал И. Кобяков с отрядом казаков. Ему было велено, передав посла, «взгребсти вверх Дону, о Раздорах Донецких».
Расположены были Раздоры на острове Поречном напротив нынешней станицы Раздорской. Главное Войско просуществовало здесь около 50 лет, до 1622 года. Городок представлял собой хорошо укрепленный воинский лагерь. Здесь жили несколько тысяч вооруженных казаков, готовых в любую минуту выступить в поход, ринуться в бой. В стратегическом отношении остров Поречный был очень удачным местом. Он запирал противнику проход вверх по Дону и его притокам, являлся местом, куда легко можно было собрать казаков, разбросанных по городкам и юртам выше Раздор. Сами же казаки находились в защищенном месте.
В начале XIX века еще видны были контуры валов, рвов, ерики старой казачьей столицы. Народные предания связывают Раздоры с именами знаменитых донских атаманов: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Епифана Радилова.
После оставления Азова, когда в апреле 1643 года турки уничтожили все низовые городки, в том числе Монастырский и Черкасский, «Донские атаманы и казаки, Иван Каторжный и все Донское войско», «...стали в Раздорех и крепи ученили, и городок земляной сделали».
С апреля 1643 по 21 (24) апреля 1644 года Раздорский городок стал столицей донского казачества. Именно в Раздорах в этот период собирались Войсковые Круги.
Уже 5 июня 1643 года казакам пришлось вступиться за царских посланников Илью Милославского и Леонтия Лазаревского, следовавших послами к турецкому султану Ибрагиму. Турецкий паша Реджеб Ага с войском турок, крымцев и ногаев осадил Раздоры и потребовал выдать ему послов. Пять дней длилась осада. 10 июня 1643 года Реджеб Ага, отозвав всех своих ратных людей, «от казачьего Раздорского городка пошел прочь».
Много испытаний выпало на долю станицы и казаков за почти пя-тивековую историю. Это и полное разорение набегами татар, пожары, эпидемии, наводнения, рассвет и угасание станицы. Известны случаи, когда казаки, попав в плен, возвращались обратно в станицу спустя десятилетия, пройдя многие страны. В 1644 г. донские казаки перенесли свою столицу из Раздор в Черкасский городок. Раздоры стали рядовым казачьим городком.
Во время первого Азовского похода Петра I отряд под командованием генерала Патрика-Гордона, двигаясь из Москвы к Азову, с 11 по 15 июня 1695 года осуществлял переправу своих войск на левый берег Дона вблизи «казачьего городка Роздор, куда пришла уже барка с назначенными для его войска запасами».
С 1811 года в станице Раздорской был заведен войсковой виноградный сад, а так же построен войсковой винный погреб. Станица стала центром виноградарства на Дону. Вина, приготовленные в Раздорской станице и представленные на всероссийской выставке, получили самую высокую оценку, превосходя по многим вкусовым показателям иностранные.
В августе 1863 года во время путешествия на пароходе по России от Петербурга до Крыма, станицу посетил Наследник Русского престола Великий Князь Цесаревич Николай Александрович Романов, которого на пристани встречал станичный атаман с хлебом-солью и огромным блюдом винограда, которым славится Раздорская станица.
Богата станица своими военно-историческими, трудовыми и культурными традициями. Здесь родились знаменитые казачьи военачальники, герои Отечественной войны 1812 года, всех русско-турецких войн, кавказских и Крымской войн - В.Г. Данилов, С.Ф. Балабин, П.Т. Басов, М.Г. Власов, А.И. Костин, А.П. Кульгачев, М.М. Марков, М.И. Сулин и др. Уроженец станицы Раздорской Максим Григорьевич Власов был последним наказным казачьим атаманом Войска Донского.
В июне-июле 1893 года великий русский художник В.И. Суриков работал в станице Раздорской над картиной «Покорение Сибири Ермаком». «Отсюда говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь», - писал Суриков 4 июня 1893 года брату. На память о пребывании в станице он оставил более 20 этюдов донских казаков, большинство из которых - казаки РаздорскойнаДону станицы.
Станица Раздорская представляет собой исконно казачью станицу, где до наших дней сохранилась архитектура конца XIX - начала XX века (курени, флигели, торговая лавка, церковно-приходская школа и другие). Основу архитектуры составляет самобытный казачий курень. Самому старому, сохранившемуся в первозданном виде до наших дней, в 2010 году исполнилось 150 лет (построен в 1860 году).
В 1988 г. по инициативе писателя А.В. Калинина был создан Раздорский этнографический музей-заповедник, включивший в себя помимо станицы Раздорской еще два хутора, Каныгин и Пухляковский. Ежегодно на территории Раздорского этнографического музея-заповедника проводятся фестивали и праздники, на которые собираются гости из всех уголков Ростовской области и других регионов России.
МОНАСТЫРСКИЙ ГОРОДОК
1622-1637 гг.
В 1622 г. Главное Войско из Раздор было перенесено в Монастырский городок. Городок был построен в XVIвеке; первое упоминание о нем содержится в документах 1593 г.
Располагался Монастырский городок на краю Аксайского острова, вниз по Дону, ниже Черкасска. Территория эта издавна называлась Монастырским урочищем. Историк донского казачества А.И. Ригельман связывает его название с трагическим событием. Однажды казаки, возвращаясь из похода, достигли этого урочища, стали делить добычу, «упились допьяна» и заснули. Турки ночью напали на казаков и почти всех их порубили. Из казаков спаслось лишь несколько человек. Убитых похоронили на том же месте. С тех пор на Монастырском яру, на кладбище, проходили поминовения погибших.
Монастырский Яр служил убежищем для увечных и старых казаков. Здесь они доживали свои последние дни, поэтому городок ниже Черкасска стал называться Монастырским. Здесь была богато украшенная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В начале XVII века это был один из крупных казачьих городков. Он был хорошо укреплен, вооружен крепостными пушками. С 1622 по 1637 гг. Монастырский городок являлся постоянной столицей Войска Донского. Из Монастырского городка 21 апреля 1637 года под предводительством донского атамана Михаила Татаринова донские казаки вместе с запорожцами двинулись брать турецкий Азов. В Монастырский Яр свозили казаки погибших под стенами Азова товарищей. Они погребены были на кладбище у часовни. Здесь же были похоронены герои Азовского сидения 1641 г.
После «Азовского осадного сидения» и оставления Азова казаками турки напали на Монастырский, после кровопролитного боя сожгли городок. Больше на Монастырском урочище городок никогда не существовал.
Войско Донское ежегодно устраивало на Монастырском урочище поминовение героев взятия Азова и Азовского сидения. В 1867 г. в Монастырском урочище был воздвигнут памятник в виде часовни в память о казаках, погибших при взятии Азова и в Азовском осадном сидении 1641 г. Деньги собирали по подписке по всему Войску Донскому.
С 1902 г. панихиду по азовским героям на Монастырском урочище стали служить в субботу перед первым октября - праздником Покрова Пресвятой Богородицы, как в ближайшую ко дню окончания Азовского сидения.
На Монастырском урочище собирались жители станиц Старочеркасской, соседних станиц, воспитанники казачьих корпусов. Священник служил торжественную Войсковую панихиду во имя героев, покоривших Азов в 1637 г. и отстоявших город в 1641 г. Проходил конный парад, артиллерийский и ружейный салют, спортивные состязания. Затем по древнему обычаю в станице предлагалась поминальная хлеб-соль.
Часовня была разрушена в тридцатых годах XX века, в 2001 году восстановлена. Теперь ежегодно в день Покрова Пресвятой Богородицы на Монастырском урочище проходит поминовение донских героев, погибших при взятии и обороне Азова.
АЗОВ
1622-1637 гг.
Азов был столицей Войска Донского пять лет - с 1637 по 1642 гг. Это были годы могущества и силы донского казачества. Взятие Азова 1637 г. и Азовское осадное сидение 1641 г. стали яркой страницей истории донских казаков и сделали Азов городом казачьей славы. Азов был не простым городом и не простой столицей Войска Донского. Это был символ победы донского казачества над своим сильным противником. Азов - самый древний город юга России. В I веке до нашей эры поселились здесь люди. Историко-литературная традиция относит основание Азова к 1067 г. и связывает его с именем половецкого хана Азупа.
С XIII века на месте Азова располагался крупный город Золотой Орды Азак и итальянская торговая крепость Тана, через которые проходил Великий шелковый путь. В 1475 г. Азак (Тана) был захвачен Османской империей и стал крупным стратегическим и экономическим центром Турции в Приазовье, базой набегов турок и татар на русские земли.
С появлением казачества наДону, Азовская крепость, запирающая выход в море и контролирующая степи, стала объектом казачьих нападений, а затем долгой и упорной борьбы. Нападения казаков на Азов стали обычным явлением - каждый год гремели под стенами крепости казачьи самопалы. В 1637 г. донские казаки во главе с атаманом Михаилом Татариновым, совместно с запорожцами, захватили турецкую крепость Азов в дельте Дона.
Азов стал столицей Войска Донского, здесь размещалось Главное Войско, находился атаман, его помощники-есаулы, дьяк. В Азове собирался казачий Круг, принимались царские послы, вершился суд. «.. .И для советов из городков в Азов казаки приезжают часто», — сообщал атаман Денис Парфеньев.
Азов, взятый казаками, был сильной крепостью, состоящей из 3-х частей, окруженных общей стеной с пушками. Впервые донские казаки получили во владение и жительство настоящий город с каменными стенами и башнями, палатами и домами. Здесь находилась каменная церковь Иоанна Предтечи, вторую - Николы Чудотворца - построили сами казаки. В 1638 году в Азове насчитывалось около 5 тысяч казаков.
Азов всегда был стратегическим центром - контролировал выход в море и окрестные степи. Казаки прекрасно использовали азовский стратегический потенциал. Из Азова направлялись отряды в сухопутные рейды и морские экспедиции. Казаки собирали всю военную и политическую информацию о ситуации в Крыму, Турции, ногайских кочевьях. Из Азова вестовые станицы регулярно доставляли «Азовские вести» в Москву к царю.
Все пять лет в Азове казаки жили под угрозой нападения. Они как могли укрепили стены и башни, сделали «обламы», защитили слабые места крепости, вырыли ров. В 1640 г. казаки просили царя Михаила Федоровича принять Азов в состав Русского государства и прислать к ним на помощь своих воинов. Однако, ссориться с Турцией из-за Азова, направлять в крепость вооруженные силы Русское правительство не сочло возможным. Царь послал в Азов припасы и предлагал верой и правдой служить ему - не пропускать врагов на русские земли.
В 1641 г. Азов был окружен войсками Османской империи: 240 тысяч человек, 120 проломных пушек. Азов блокировал почти весь флот Турции.
В Азовской крепости находилось 5 тысяч казаков и 800 женщин. Руководил обороной атаман Осип Петров, Более трех месяцев оборонялись казаки в Азове. По городу били тяжелые турецкие пушки, огонь и дым стояли до небес. Рукопашные схватки кипели на крепостных стенах. От постоянных обстрелов стены, башни, ворота, дома Азова были разбиты, казаки засели в центральной части крепости. Днем казаки сражались на стенах Азова, ночью совершали вылазки в стан врага, делали подкопы, взрывали валы, захватывали оружие и «языков». Казаки решили «помереть все как один», но не отдать свой Азов врагу.
26 сентября турецкая армия сняла осаду и покинула лагерь под Азовом. «Азовское сидение» закончилось победой донских казаков. Они проявили великое мужество и исключительное воинское мастерство. Оборона казаками Азова стала великим подвигом донского казачества и героической страницей истории Государства Российского.
Казаки предложили царю Михаилу Романову принять Азов в состав России и прислать воеводу с ратниками. Удержать Азов своими силами казаки не могли. Половина гарнизона погибла, еды и боеприпасов не было. Для решения судьбы Азова в Москве был собран Земский Собор. Большинство участников Собора высказалось за присоединение Азова. Но царь Михаил Романов, опасаясь, что Турция начнет войну с Россией из-за Азова, приказал донским казакам оставить Азовскую крепость и идти в свои городки.
28 мая 1642 г. казаки покинули разрушенный Азов. Они вывезли иконы, пушки, железные ворота, калитки, городские весы, медное пятиярусное паникадило (церковная люстра). Вышедшие из Азова казаки стали жить на Махине острове, ниже Монастырского Яра. Азовские реликвии до сих пор хранятся в Старочеркасской станице на майдане перед Войсковым Воскресенским Собором.
Азовская крепость была в 1642 г. занята турками, в 1696 г. взята Петром I. В XVIII веке судьба Азова решалась во всех русско-турецких войнах. Азов несколько раз переходил из рук в руки, его разрушали и вновь строили. В 1774 г. Азов был навсегда присоединен к Российскому государству.
В старой части Азова остались валы Азовской крепости XVIII века, ров, Алексеевские ворота, Пороховой погреб. Почти вся крепостная линия сохранилась, хотя часть валов срыта. Но и сейчас они производят впечатление своей высотой и мощью. Площадь на территории бывшей крепости носит имя Азовского осадного сидения. У валов находится крест-монумент в честь героев Азовской эпопеи.
Как памятник казакам, погибшим в Азове, горит золотыми куполами православный храм Азовской иконы Божьей Матери. Каждый год в первую субботу августа на валах Азовской крепости происходит реконструкция «Азовского осадного сидения». Битву за Азов донских казаков и турецких воинов представляют участники более 20 военно-исторических клубов из многих городов России. И каждый раз казаки одерживают победу, подтверждая, что Азов - город казачьей славы.
ЧЕРКАССК
1644-1805 гг .
В исторических актах Черкасск впервые упоминается в 1593 году. Почти два столетия, с 1644 по 1805 годы, Черкасск был столицей донского казачества.
Остров, на котором возник Черкасский городок, защищен со всех сторон водой. Первоначально в городке теснились курени, землянки, часовня да башня-каланча. Турки несколько раз сжигали Черкасский, но казаки отстраивали его снова. В 1644 году донские казаки перенесли в Черкасский городок Главное Войско.
Город был деревянный, «изрядно построен и укреплен по старинному устрою раскатами и башнями». На валу стояли стены с двойным рядом дубовых палисадов, набитых внутри землей. С деревянных башен хорошо просматривалась степная равнина. Ров, заполненный водой, делал Черкасск неприступной цитаделью. Внутри Черкасск разделялся на 11 станиц (Черкасская, Прибылянская, Ратнинская, Павловская и другие). Вооружен Черкасск был азовскими пушками, которых насчитывалось около ста.
6 июля 1695 года в Черкасск прибыл Петр I. В мае 1696 года, во время походов на Азовскую крепость, донские казаки во главе с атаманом Фролом Минаевым громили турок в гирлах Дона и на море.
Помимо военного, Черкасский городок имел важное торгово-экономическое значение. Из русских городов везли сюда вино, хлеб, оружие, мед. Здесь закупали скот, рыбу, лошадей, персидские и турецкие товары. У Черкасской пристани стояли купеческие корабли из Керчи, Кафы, Тамани.
История Войска Донского в XVII-XVIII вв. и история Черкасска - столицы Войска, была наполнена бурными и драматическими событиями. Черкасск был в XVII-XVIII вв. центром казачьей вольницы. Несколько раз городок становился очагом крупнейших антифеодальных движений.
В 1670 г. донской казак Степан Разин, руководитель крестьянско-казачьего восстания, прибыл в Черкасский городок. На Казачьем Кругу он заявил законному атаману Войска Донского Корниле Яковлеву: «Ты-де владей своим войском, а я-де владею своим». Восставшие пытались взять Черкасск, но не смогли.
В Черкасск привезли пленного Разина донские старшины во главе с Корнилой Яковлевым. Отсюда Степана Разина повезли в Москву, где он был казнен. До сих пор на стене Войскового Собора висит цепь-кандалы с наручниками. По преданию, этой цепью Степан Разин был прикован к стене старого деревянного Собора перед отправкой из Черкасска в Москву. Восстания в Черкасске вспыхивали в 1682, 1689 годах, но были жестоко подавлены, вожди казнены.
В 1707-1708 гг. Черкасск оказался в центре крупнейшего восстания во главе с Кондратием Булавиным, охватившего весь юг России. 1 мая 1708 г. Булавин с повстанцами взял Черкасск. Атаман Лукьян Максимов был казнен. 9 мая 1708 г. на Казачьем Кругу Кондратий Булавин был избран войсковым атаманом. Через год здесь, в Черкасске, домовитые казаки и старшины-заговорщики окружили Булавина в курене. Кондратий Булавин погиб. В Черкасске сохранился старинный каменный дом, где, по преданиям, жил К.Булавин.
В XVIII веке волнения и бунты не раз сотрясали землю донских казаков и казачью столицу - Черкасск. В Черкасске царские власти творили расправу над казаками - «государственными преступниками».
К началу XIX века Россия прочно утвердилась в Приазовье и Причерноморье. Черкасск потерял свое военно-стратегическое и экономическое значение. Ежегодно город подвергался разрушительному наводнению во время весеннего разлива Дона. Вода достигала иногда окон домов. Иностранцы называли Черкасск «Донской Венецией».
Стремясь ликвидировать остатки казачьих вольностей, ослабить политическую и экономическую силу казачьей старшины, правительство перенесло столицу Войска Донского из Черкасска на новое место, в Бирючий Кут. Новый город так и назвали Ново-Черкасск. Черкасск стал станицей Старочеркасской. По словам генерала Н.Н. Раевского, город был «разжалован в станицу». До сих пор в Старочеркасске сохранились памятники бурной казачьей истории.
Соборная площадь Черкасска - майдан - помнит много драматических событий. Здесь проходили казачьи Круги, выбирались атаманы, принимались послы. В центре площади возвышается старейший наДону Войсковой Собор, построенный казаками в честь взятия Азова в 1637 г. и Азовского осадного сидения 1641 г. В Соборе, перед резным золоченым иконостасом XVIII века, находится пятиярусное паникадило, привезенное казаками из Азова после осадного сидения, из Азовской церкви Иоанна Предтечи. У паперти Собора лежат трофеи Азовского сидения: створки азовских крепостных ворот, две чугунные калитки и коромысло азовских городских торговых весов.
Родовое поместье атаманов Ефремовых располагается недалеко от Собора. Двухэтажный дворец с подворьем и домовая церковь были построены в XVIII веке. Атаманская резиденция отреставрирована, действуют каменный дворец, Донская церковь, атаманская кухня и другие объекты.
Петропавловская церковь - памятник архитектуры XVIII века, знаменита тем, что здесь в 1753 г. был крещен уроженец Черкасска, герой войны 1812 г. донской атаман М.И.Платов. Дом Кондратия Булавина, Дом торговых казаков Жученковых, храмы, колоритные казачьи курени с «галдареями», улицы и площади — не только памятники архитектуры, но и свидетели давно минувших событий.
Черкасск связан с именами казачьего историка В.Д. Сухорукова, поэта Н.Н. Туроверова, знаменитых донских атаманов Разина, Булавина, Минаева, Иловайского, Краснощекова, Орлова. Здесь были Петр I, А.С. Пушкин, А.В. Суворов.
В 1970 г. по инициативе М.А. Шолохова правительство образовало в станице Старочеркасской архитектурный музей-заповедник. Сейчас это один из интереснейших туристических комплексов на юге России. Ежегодно в Старочеркасске проходят казачьи фольклорные праздники в подлинных декорациях из памятников казачьей старины.
НОВОЧЕРКАССК
с 1805 г.
Город Новочеркасск был основан в 1805 году как новая столица Войска Донского. Инициатором создания новой столицы был наказной атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов. Он пригласил известного военного инженера Франца Деволана, который разработал регулярный план застройки Новочеркасска. Геометрично расположенные проспекты и улицы удачно вписывались в естественный рельеф местности. В основе планировки города лежат три главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский. Проспекты соединялись с большими площадями, от которых радиально расходились улицы. Строительство велось под неустанным контролем атамана Платова.
Встречает гостей у въезда в Новочеркасск Триумфальная арка. Две монументальные арки были сооружены в 1817 г. в честь побед донского казачества в Отечественной войне 1812 г. Они построены по проекту архитектора А. Руска у западного и северо-восточного въезда в город в честь приезда Императора Александра I.
Платовский проспект выводит на Азовскую площадь, напоминающую о героическом «Азовском осадном сидении донских казаков 1641 г.». В центре площади возвышается храм Архангела Михаила, построенный в 1873 г. Памятник знаменитому атаману М.И. Платову был установлен в центре Новочеркасска в 1853 г. За памятником находится Атаманский дворец, резиденция наказного войскового атамана - свидетель многих исторических событий. Здесь жили атаманы Войска Донского с 1863 г. Во дворце останавливались Императоры Александр II, Александр III, Николай II и Наследники престола, приезжавшие в Новочеркасск.
Сейчас Атаманский дворец - объект музея истории донского казачества. Здесь восстановлены интерьеры парадных и жилых залов начала XX века. Во дворце представлены подлинники живописи итальянского Возрождения, редкие предметы мебели, шедевры прикладного искусства, бронзы и фарфора.
Хранителем истории Войска Донского является музей истории донского казачества. Здание музея построено в 1899 году по проекту архитектора А.Ященко. Музей содержит уникальные казачьи раритеты - клейноды, знамена, наградное и жалованное оружие, коллекции портретов, живописи, фарфора.
Величественный Вознесенский Кафедральный Войсковой Собор, освященный 6 мая 1905 г., был создан в «ново-византийском стиле» по проекту академика А.А. Ященко. В нижнем этаже Собора находится усыпальница выдающихся военных и церковных деятелей Дона. На хорах выполнены настенные картины, изображающие знаменитые эпизоды донской истории.
Огромная, мощеная камнем, Соборная площадь была местом проведения Войскового Круга. В 1904 году на площади был установлен бронзовый монумент знаменитому донскому атаману Ермаку, покорителю Сибири. Автор памятника - академик М.О. Микешин.
В южной части площади в 1911 г. установили памятник генералу Я.П. Бакланову. Памятник восстановлен в 1995 г.
Донскую столицу посещали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, В.А. Мусин-Пушкин, И.И. Пущин, П.А. Бестужев, генерал А. Ермолов. В советское время здесь бывали военачальники СМ. Буденный, Б.М. Думенко, К.В. Ворошилов, М.В. Фрунзе.
Новочеркасск в XX в. стал свидетелем драматических событий казачьей истории. В начале XX в. Область Войска Донского занимала огромную территорию на юге Российской Империи. Здесь проживало более 3 млн. человек, из них казаки составляли менее половины. Областью Войска Донского управлял назначаемый царем войсковой наказной атаман.
В Новочеркасске, одном из крупнейших городов европейской России, проживало более 55 тыс. жителей. Здесь располагались около 100 предприятий: чугунолитейный и медноплавильный, кирпичный, винодельный, медо-пивоваренный заводы, табачная фабрика. В городе было множество учебных заведений.
В годы революции здесь проходили трагические события истории донского казачества. В 1917 г., после Февральской революции и крушения царской власти, в Новочеркасске собрался Большой Казачий Круг. 18 июня 1917 г. был выбран первый, со времен Петра Великого, собственный войсковой атаман. Им стал боевой генерал Алексей Максимович Каледин, казак, Георгиевский кавалер.
После Октябрьской революции 1917 года и провозглашения России Республикой Советов, атаман А.М. Каледин объявил Область Войска Донского и столицу г. Новочеркасск на военном положении. В Новочеркасске в январе 1918 г. был созван Войсковой Круг, назначивший войсковое правительство.
Большевистски настроенные казаки, собравшись в станице Каменской, решили взять власть в свои руки. 15 января 1918 г. в Новочеркасске состоялась встреча атамана Каледина с председателем ВРК Ф. Подтелковым. В конце января 1918 г. войска Совнаркома, соединившись с войсками Донского ВРК, сумели прорваться к Новочеркасску. Часть донских станиц отошла от Каледина, часть казаков ушла с Добровольческой Армией. 29 января в Атаманском дворце атаман Каледин объявил войсковому правительству, что в его распоряжении нет сил для сопротивления большевикам. После этого атаман А.М. Каледин застрелился. В мае 1918 г., при атамане П.Н. Краснове, Войско было названо Всевеликим Войском Донским.
Гражданская война на Дону приняла особо ожесточенный характер. Летом 1918 г. Дон был занят белыми, но уже в декабре 1919 г. из Новочеркасска спешно эвакуировали правительственные административные и учебные заведения. Грузились в вагоны казачьи реликвии из Донского музея, донская казна и другие ценности.
В 1920 году Всевеликое Войско Донское прекратило свое существование. Тысячи казаков погибли. Десятки тысяч казаков покинули Дон и Россию. 7 января 1920 года в Новочеркасск вошли войска Красной Армии. Столица Войска Донского стала окружным центром Черкасского округа.
В годы Советской власти Новочеркасск был крупным промышленным и учебным центром Ростовской области. |