Новочеркасск - столица мирового казачества
Георгий Арутюнов
С весны 1805 г. в Европе началась полоса новых кровопролитных наполеоновских войн, затянувшаяся на 10 лет. Оскорблённый действиями Наполеона Российский император Александр I стал «душой» организации создания коалиции против Франции. Русская армия готовилась к походу в Европу. Для участия в действиях русской армии М. И. Кутузова войско Донское выставило 5 000 казаков. Война 1805 г. началась с того, что Наполеон сосредоточил свои войска в Булони на берегу Ла-Манша для вторжения в Англию. Над Англией нависла смертельная угроза. В этот критический для Англии момент вступила в войну Россия. Русская армия в начале сентября под командованием генерала М.И. Кутузова устремилась на Запад. Наполеон свернул Булонский лагерь и начал переброску войск в Баварию. Англия была спасена.
После капитуляции австрийской армии Макка при Ульме Кутузов начал отводить свою армию в Моравию. Возникла угроза её окружения французами. В ноябре 6-тысячный арьергард генерала П. И. Багратиона задержал 30-тысячный французский авангард маршала Мюрата в кровопролитном сражении и спас армию Кутузова.
В этом сражении особо отличились 2-й Ханженкова и 3-й Сысоева донские казачьи полки, которые получили полковые Георгиевские знамена. Впереди был Аустерлиц…
В это напряжённое военное время Войсковой атаман войска Донского генерал-лейтенант Матвей Иванович Платов осуществил свою сокровенную мечту – строительство новой столицы. Государь ещё 31 декабря 1804 года сделал Платову новогодний подарок и на плане будущей столицы и обширном докладе генерала, с обоснованием переноса города в избранное место, начертал: «Быть по сему».
18 мая (30 мая -по нов.стилю) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господне состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового Вознесенского собора. Уже в июне атаман докладывал Александру I в своём рапорте: «Совершим таким образом благополучно заложение города Нового Черкасска, чтобы сей… город… доставил благоденственную жизнь людям, его составляющим». О благоденствии людей думал знаменитый воин, но известно, что многие жители Черкасска были недовольны, не хотели менять своё место жительства. Место расположения Черкасска было удобным для рыбной ловли, плаваний по Дону, держания перевозов. Но ежегодные наводнения в густонаселённом городе создавали большие неудобства и антисанитарные условия, вызывали болезни. Нельзя было, и расширить город – вокруг лежали заливные луга. И Матвею Ивановичу Платову пришлось употребить свою власть и оказывать воздействие на жителей суровыми приказами. Организованный и массовый переезд состоялся 9 мая (21 мая - по нов.стилю) 1806 года. На новоселье атаман устроил великий праздник, на который велел прислать от каждой станицы по 3 старика и 3 подростка – чтобы запомнили торжество и передали потомкам.
После торжеств, приступили казаки к делу- возведению новой столицы края. Регулярный план застройки столицы, искусно применённый к сложному рельефу разработал инженер-градостроитель генерал-лейтенант Франц Деволан, который по просьбе Платова, составил план такого города, который по своей привлекательности, удобствам для жизни мог бы соперничать не только с лучшими российскими, но и западноевропейскими городами. Замысел был смелый и он во многом осуществился.
Со временем военная слава М.И.Платова не померкла, а более распространилась. Он стал самым известным и прославленным атаманом не только Войска Донского, но среди всех атаманов казачьих войск всех времён. И всё же главным делом его жизни, главным преобразованием Платова стал перенос столицы Войска Донского. И сколько бы памятников не ставили Матвею Ивановичу, и каких бы величин они не достигали, и какое бы художественное значение не имели – меркнут все они в сравнении с самым выдающимся и значимым памятником Войсковому атаману войска Донского М.И.Платову под названием город Новочеркасск. И памятник этот воздвиг он себе сам!
Самому атаману активно участвовать в строительстве новой столицы с 1806 года не дал император Франции Наполеон, но он же и дал Платову и донским казакам европейскую славу, которую те приобрели в эпоху кровопролитных войн с Наполеоном Бонапартом.
Вот только хронологический перечень участия донских казаков в войнах начала XIX в. Под командованием М.И. Кутузова они сражались против Наполеноа в Австрии, участвовали в битвах при Шенграбене и Аустерлице. На войну с французами в 1806-1807 гг. Платов привел 13 донских казачьих полков. В войне России со Швецией 1808-1809 гг. принимали участие два казачьих полка. В войне с Турцией с 1806-1812 гг. участвовало 7 донских полков. В Отечественной войне 1812 г. Войско Донское выставило 50 казачьих полков. Был создан Казачий корпус под командованием Платова. В заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. донские полки действовали в составе корпусов как ударные отряды. 18 марта 1813 г. казаки участвовали в штурме Парижа.
Во время «грозы двенадцатого года» генерал от кавалерии Войсковой атаман Войска Донского М.И.Платов в своём приказе по донскому казачьему корпусу писал: «Мы должны показать врагам, что помышляем не о жизни, а о чести и славе России».
Военная слава донских казаков распространилась по всему свету в результате их геройского участия в Отечественной войне 1812 года. Казачья конница была смертельным бичом для французов. Французский генерал Моран, вспоминая о переправе конницы Наполеона через Неман в 1812 году, говорил, что казаки сделали «для спасения России более, чем вся её регулярная армия!». Конечно это преувеличение, но оно свидетельствует о том, что смелые боевые действия донских казаков производили ошеломляющее впечатление на полководцев наполеоновской армии. Сам же Наполеон, который едва не попал в плен к казакам, сказал: «Дайте мне одних лишь казаков, и я пройду с ними всю Европу».
Результативность боевой деятельности казачьих войск под командованием атамана графа М.И.Платова в ходе Отечественной войны 1812 года поразительна. Чтобы понять её значение достаточно поверить выдающемуся русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову, который писал вождю казачества такие слова: «Услуги, оказанные вами Отечеству, не имеют примеров, вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона…». Таким был весь Платов, такими были его донские казаки!
Увенчанный славой, удостоенный многочисленных русских и зарубежных наград, именного оружия, вернулся на Дон М.И.Платов. Как и до войны, его главным делом снова стала застройка столицы донских казаков. Новая столица заселялась неохотно. Переселение – это всегда расходы. А казаки тогда говорили: «лучше три раза сгореть, чем один раз переселиться». А кругом степь да степь… Больно на душе у казака донского – ведь нет здесь родного Дона Ивановича. Не по себе как-то. Ведь без Дона-то реки, какой казак донской? А добавить к этому всему нехватку строительных материалов, отсутствие квалифицированных мастеров и… мнение многих казаков, что атаман ошибся в выборе места, и нет необходимости стараться, так как всё равно придётся это место оставить.
В отдаче всего себя неотложному и нелёгкому делу по застройке донской столицы умер наказной атаман Войска Донского в январе 1818 года. Похоронили его в приделе временного войскового собора в Новочеркасске. Но атаман и после смерти остался «беспокойным» - пока не убедился в становлении и укреплении основанного им города. В 1846 году, в связи с обрушением строившегося храма, прах атамана был перезахоронен в фамильном склепе на Архиерейской даче у хутора Малый Мишкин. Вновь начали строить храм, и опять он рухнул. Не даром же в народе говорят «Бог любит Троицу». С третьей попытки только храм и построили. «Второе солнце Дона» в целом освятили и открыли в мае 1905 года. Вознесенский кафедральный собор стал третьим в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге). В начале октября 1911 года останки знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова были перенесены в усыпальницу этого собора. Здесь «пережил» он Первую мировую войну, братоубийственную Гражданскую, но в советское время, в 30-х годах, был закрыт собор и могила героя разрушена.
Но час настал, и в период демократических реформ 15 мая 1993 года нашёл вечное своё упокоение в усыпальнице под Войсковым Вознесенским кафедральным собором основатель города наказной атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов.
1 октября 1811 г. торжественной церемонией закладывается каменный войсковой Вознесенский собор по проекту архитектора Л.И.Руско. Неторопливое строительство и медленное заселение Нового Черкасска обуславливалось, прежде всего, тем, что место для возведения новой столицы было выбрано Атаманом М.И.Платовым в безводной степи в надежде исключить любую вероятность донских разливов и затопления новой столицы. Но эта крайность имела оборотную сторону медали. Город стали строить «на горе казакам на горе». И мало того, что жители новой столицы оказались практически без воды, они оказались отрезанными и от обычной торговой и коммуникационной магистрали, каковой исторически для них являлся Дон. Новый Черкасск строили в 20 верстах от Дона. Он стоял на вершине степного холма, подножие которого омывали с двух сторон две мелководные, не судоходные речушки - Тузлов и Аксай. Все многолетние попытки прочистить и углубить их русла, пустить по ним донскую воду оказались безуспешными. Город продолжал страдать от безводья, пыли, степных суховеев, что вызывало справедливое недовольства насильно переселяемых из Черкасска казаков. Так продолжалось до 1836 года, когда провалилась очередная и теперь уже последняя попытка казаков склонить Императора Николая I к переносу столицы поближе к полноводному Дону. Военный министр А.И.Чернышев от имени царя уведомил Войскового Наказного Атамана М.Г.Власова о целесообразности сохранить «г.Новочеркасск на теперешнем месте». С этого времени строительство и обустройство Новочеркасска пошло более быстрыми темпами.
В мае 1835 года было утверждено «Положение об управлении войска Донского», сыгравшее определённую роль в улучшении экономического положения казаков. Оно стало одним из итогов деятельности «Комитета об устройстве войска Донского» и введено в действие с 1 января 1836 г. На основании этого законодательного акта в Войске создали стройную сеть административных учреждений военного и гражданского управления, которые объединялись общим подчинением их войсковому наказному атаману.
Атаман являлся представителем верховной власти на Дону и наделялся всеми правами военного губернатора, который управлял в Войске и гражданской частью. Наследник престола считался войсковым атаманом всех казачьих Войск.
Середина ХIХ века памятна для Новочеркасска многими примечательными событиями. В мае 1853 года «признательными донцами» торжественно открывается в центре Новочеркасска памятник основателю города, самому знаменитому Донскому Атаману, графу и кавалеру многих отечественных и зарубежных орденов Матвею Ивановичу Платову. В 1863 г. с тыльной стороны памятника построили Атаманский дворец.
Активная градостроительная политика проявилась в создании для города особо важных объектов. В 1861 году началось сооружение железной дороги через Новочеркасск, а 1 января 1864 года первый паровозный гудок известил жителей казачьей столицы о начале «правильного движения на Грушевско-Донской железной дороге».
1870 год стал юбилейным годом. 22 мая в присутствии Государя Наследника Александра Александровича, Августейшего Атамана всех казачьих войск и его супруги Государыни Цесаревны в городе начались 3-х дневные торжества по случаю 300-летия войска Донского, официально признанного Московским царем Иваном Грозным в грамоте на Дон от 3 января 1570 г. За заслуги перед Отечеством Донскому казачеству Высочайше были пожалованы Георгиевское знамя с Александровской лентой, на которой золотом сверкали вышитые слова: «В память трехсотлетнего существования войска Донского». В год, когда на Дону праздновались торжества, на Волге в городе Симбирске в семье Ульяновых родился мальчик, которого назвали Володей. И поэтому 350-летие существования войска Донского казаки уже не праздновали…
Вторая половина ХIХ века ознаменовалась активным участием казаков во всех войнах, которые вела Россия. За свою верную и самоотверженную службу Войско и его воинские подразделения за короткий период получили много новых боевых наград: четыре войсковых Георгиевских знамени, два гвардейских Георгиевских штандарта, Георгиевское знамя, семь Георгиевских штандартов, 37 простых знамен, серебряные Георгиевские трубы, знаки отличия на головные уборы с различными надписями. Многие казаки стали кавалерами ордена Святого Георгия разных классов.
Главным событием начала века для Новочеркасска стало открытие и освящение в мае 1905 года после почти столетней постройки (с обрушением 1-го и 2-го вариантов) «второго солнца Дона» - Войскового Вознесенского кафедрального собора. Сбылась вековая мечта Донских казаков - иметь свой величественный войсковой храм, достойно продолжающий лучшие вековые традиции «прадеда всех донских церквей» - Старочеркасского Воскресенского собора.
Новочеркасск до 1914 года насчитывал около 60 тыс. чел. Среди них около половины составляло служивое казачество с семьями. С объявлением Первой мировой войны всё Донское казачье войско было мобилизовано и выступило на фронт. С первых же дней войны донцы сражались доблестно и мужественно. Первым Георгиевским кавалером в начавшейся войне стал именно донской казак - Кузьма Крючков. Так же достойно сражались и другие донцы. Некоторые сотни казачьих полков, как, например, прославленная сотня есаула Степана Оленова, состояли полностью из Георгиевских кавалеров. Донцы, верные заветам предков, со всей силой патриотического порыва и с сознанием своего национального долга перед Россией отдавали жизни за славу, величие и процветание Родины.
Сначала Февральская, а затем Октябрьская революции 1917 года круто изменили ход истории не только в России, но и на Дону. Сначала в Новочеркасске появился новый орган власти - Донской исполнительный комитет (ДИК), представляющий интересы Временного правительства в казачьем крае. Первыми же своими решениями ДИК сместил «царского ставленника» Войскового Наказного Атамана графа М.Н.Граббе и временно избрал на должность Донского Атамана члена ДИК Е.Волошинова. С весны на Дону возрождается деятельность Войскового казачьего Круга, являвшегося до начала XVIII века главным законодательным органом донцов. 26 мая 1917 года в Новочеркасске начал свою работу Войсковой казачий Круг, который работал 23 дня. Среди примерно 700 делегатов Круга от всех станиц с хуторами и войсковых частей были сторонники всех политических течений: от монархистов до большевиков. Выборы были общенародными и законными. 18 июня 1917 года состоялась торжественная церемония выбора первого, со времён Петра I, вольного донского войскового атамана. Таковым стал природный казак, генерал и георгиевский кавалер Алексей Максимович Каледин.
Свергнутое большевиками Временное правительство, офицеры царской армии, цвет русской интеллигенции устремились в Новочеркасск под защиту казачьего генерала Каледина. Приехавшие в город в конце 1917 г. генералы Алексеев, Корнилов, а также генерал Каледин, сделали попытку образования Всероссийского правительства, оппозиционного советскому, которое возглавлял Ленин. Для военной защиты интересов демократической России в Новочеркасске приступили к формированию Добровольческой армии. Но история распорядилась по-своему. Генерал Каледин покончил с собой, погиб в «Ледовом походе» на Кубани генерал Корнилов, а вскоре умер и генерал Алексеев. Избранный в Новочеркасске на Большом Круге Войсковым Атаманом генерал П.Н.Краснов приступил к формированию регулярной Донской армии с целью защиты казачьего края от наступающих на Дон большевиков. К сожалению, генерал Деникин, принявший руководство Добровольческой армией, не нашел общего языка с генералом Красновым потому, что казаки во главе с Красновым считали главным для себя защиту от Красной армии Дона и не более, а добровольцы под руководством Деникина - спасение в целом России.
Новочеркасск времен гражданской войны походил на военный лагерь, формирующий в своем «чреве» новые воинские части, белые партизанские отряды, изготавливающий всевозможные виды вооружения и т.д. Именно за активное противостояние притязаниям новой советской власти и вооруженное сопротивление наступающей на Дон Красной армии Новочеркасск называли «гнездом котрреволюции».
Советским правительством был взят курс на «расказачивание», начавшийся как ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков и постепенно перешедший в иное, более зловещее содержание — истребление казачества и растворение его в крестьянской среде. Достаточно ярко об этом говорит директива Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г., требовавшая вести «самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы... недопустимы». Беспощадный массовый террор надлежало осуществлять в отношении всех казаков, «принимавших какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». Требовалось провести полное разоружение, «расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи». Изданная в развитие директивы инструкция РВС Южфронта от 7 февраля требовала «немедленно расстреливать» «всех без исключения» казаков, занимавших выборные должности, всех офицеров красновской армии, всех деятелей контрреволюции, «всех без исключения богатых казаков», у кого найдено оружие. А найти оружие у казака – это всё равно, что у крестьянина найти плуг. Испокон с веку, оружие, а под ним подразумевалась и казачья шашка, были неотъёмлемой принадлежностью казака.
Одна из центральных газет писала: «Дон выступил против нас... в своей прежней исторической роли разбойника, душителя всяких свободных начинаний в России... Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие... Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезножить, и обратить в чисто земледельческую страну». Этим сказано всё.
Крайне враждебную и непримиримую позицию занимало Донбюро, неоднократно ставившее вопрос об уничтожении «путем целого ряда мероприятий... кулацкого казачества, как сословия». Пожалуй, из всех местных партийных структур наиболее откровенно свои позиции сформулировало именно Донбюро. В решении, принятом не позднее 21 апреля 1919 г., говорилось о «полном, быстром и решительном уничтожении казачества как особой бытовой экономической группы, разрушении его хозяйственных устоев, физическом уничтожении казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распылении и обезвреживании рядового казачества и о формальной ликвидации казачества».
К концу 1919 года сила и мощь столицы белого казачества стали заметно убывать. Новочеркасск спешно готовился к эвакуации. В трудный путь исхода в неизвестность двинулись казаки и многие их семьи, все те, кто не надеялся встретить в лице советской власти сочувствие и понимание. «Великий исход» из столицы казачьего Дона привел в Крым тысячи новочеркасцев. Потери при боях во время отступления, тиф и многое другое заметно выкосили горожан. Многие не увидели пароходов спасения на рейдах Новороссийска и Севастополя. А те, кто попал на корабли союзников, очутились в лагерях эмигрантов в Турции, а затем рассеялись по всему миру.
7 января 1920 г., т.е. в день празднования Рождества Христова, отряды Красной армии вошли в Новочеркасск. В этот день закончился этап казачьей истории Новочеркасска, чтобы лишь в конце XX века начать снова своё возрождение…
Первыми же декретами новой власти бывшая столица Донского казачества низводилась до статуса окружного центра бывшего Черкасского округа. Через четыре года, в период районирования Новочеркасск становится центром Новочеркасского сельского района.
Главным итогом Гражданской войны для казачества было завершение процесса «расказачивания», который был самым настоящим геноцидом. Казачество понесло невосполнимые потери - было выбито почти полностью офицерство, погибла значительная часть казачьей интеллигенции. Множество станиц было уничтожено. Значительное количество казаков оказалось в эмиграции. Политическое подозрение в отношении казаков осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь. В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав. Под запрет попало всё, что напоминало о казачестве. Вплоть до начала 30-х годов шли методичные поиски «виновных» перед советской властью; обвинение кого-либо в причастности к «казачьей контрреволюции» оставалось самым серьезным и влекло неизбежно репрессии.
Хотелось бы верить, что кровавая трагедия казачества навсегда ушла в прошлое. Но уже никогда не вычеркнуть из истории крови, мук и гибели тысяч людей, попавших под пресс геноцида.
Казак Донского Войска, поэт-эмигрант Н.Н.Туроверов в 1928 году писал: «Было три Дона: Вольница Дикого Поля, Имперское Войско Донское и, третий, короткий и пламенный, как зигзаг молнии, казачий сполох. Чётвёртого Дона нет. …Там… есть… Новочеркасск. Может быть, там наладилась сила жизни, свой быт; но казаки тут ни причём».
Но не совсем прав был будущий председатель парижского Казачьего союза Николай Николаевич Туроверов. Ведь не все же казаки эмигрировали за рубеж. Остались многие на Родине. И всегда хранили в своём сердце память о том, что они казаки. И всегда столицей был Новочеркасск, и судьба столицы - неразрывна с судьбой всего Дона.
Через много десятилетий после гражданской войны в проекте «Основных принципов и направлений деятельности Союза казаков» будет отмечено: «...антинародная политика расказачивания, раскулачивания, волюнтаристского передела казачьих территорий, отмена демократического казачьего управления и традиционного землепользования, переселения с земель праотцов в период становления Советской власти лишила казаков этнической самобытности, корневой связи с землей, историей и культурой предков, экономически закрепостила их, привела к духовному опустошению народа, физическому вырождению».
Медленно и трудно предстояло возрождаться вытоптанному революцией и Гражданской войной казачеству.
Новый советский этап в истории Новочеркасска начинался сурово и трудно. Промышленность оказалась в упадке. Транспорт разрушен. Продовольствия не хватало. На улицах толпы беспризорных голодных детей, как следствие Первой Мировой и гражданской войн. Множество брошенных, разрушающихся без хозяев домов и хозяйственных построек. А с другой стороны - масса военных. Новые власти не верили в то, что казачий Новочеркасск добровольно подчинится Советам. Других аргументов против «гнезда контрреволюции» кроме военных, большевики на том этапе предложить не могли.
Преодолевая неимоверные трудности, без достаточного количества продуктов, без сырья для промышленности и топлива, без воды и света Новочеркасск все же постепенно восстанавливал свою жизнедеятельность. Постепенно восстанавливались и реконструировались промышленные предприятия. Наладили городской водопровод и электростанцию. Новая экономическая политика (НЭП), пришедшая на смену политике военного коммунизма, оживила экономическую деятельность. В городе появилась масса кустарей-одиночек, мелких, а также средних мастерских и артелей. Разрешенный частный капитал пробуждал хозяйственную деятельность. Оживились базары, рынки, уличные торговцы, магазины и лавки… Но так продолжалось всего несколько лет. После празднования 10-й годовщины Октябрьской революции в 1927 г. новая экономическая политика стала сворачиваться. Советская власть усмотрела явную угрозу устоям коллективизма в пробуждающейся в период НЭПа частной инициативе, угрозу реставрации капитализма. Энтузиазм и энергию трудящихся масс стали направлять в новое русло - социалистического соревнования в промышленности и коллективизации в деревне. Политика индустриализации вызвала к жизни появление в Новочеркасске в начале 30-х годов нового крупного паровозостроительного завода. Было большое желание «растворить» контрреволюционный казачий Новочеркасск прогрессивным рабочим классом.
В это же время в предместьях Новочеркасска проводилась коллективизация единоличных хозяйств. Ещё в 1926 году были составлены списки кулаков. Образованные на местах комитеты бедноты строго выполняли инструкции Центра, проводившего в сельской местности, в станицах и хуторах политику опоры на беднейшее казачество и крестьянство. К сожалению, зачастую в составе комитетов, осуществляющих местную власть, оказывались наиболее бесхозяйственные, потому мало уважаемые населением, бедные люди, среди которых к тому же было немало пьющих и ленивых. Теперь они составляли главную опору советской власти. Почуяв власть, многие из них стали прижимать «кулаков-мироедов», добиваясь их ареста, завладевали принадлежавшим им добром. На этой почве происходили столкновения – «классовая борьба» на селе. 30 января 1930 года Политбюро утвердило постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». К таким районам относился и Дон. Специальные компании выселения проводились в 1930-1931 годах, частично в 1932 году. Только в ходе этих двух лет раскулачивания было ликвидировано в стране более 1 миллиона крепких крестьянских хозяйств. Не обошла эта участь и жителей придонья. Тысячи донских сельских хозяев вместе с их семьями были «раскулачены» с конфискацией домов, инвентаря, скота и т.д., выселены и направлены в места «отдаленные» от социалистического преобразования села. При подведении итогов в 1933 году по колхозам картина была удручающей. Один из агроуполномоченных констатировал: «У нас прошла поголовная коллективизация. В настоящее время находимся в панике… потому что старое разбито до основания, а к новому… не знаем как приступить. Судя по всем обстоятельствам, к посевной компании не подготовимся, а также не наладим хозяйственную работу, потому что опытных в этой работе людей нет, а на селе сейчас полная разруха».
Антинародный и антикрестьянский характер отчётливо проявлялся и в продразвёрсточной политике хлебозаготовок, утвердившейся в 1929 году и осуществлявшейся в стране вплоть до января 1933 года. И кроме всего этого, из Северо-Кавказского края в этот год было экспортировано за рубеж около двух миллионов тонн зерна. Унижения, страдания и страшный голод в 1933 году деморализовали население края. Эта страница истории Дона мало описана исследователями. Голод унёс десятки тысяч жизней рядовых жителей сёл и станиц, хуторов и деревень, испытавших неслыханные бедствия и унижения. Михаил Шолохов в письме Сталину в феврале 1933 года, с душевной болью писал, что Вешенский район «…идёт к катастрофе. Что будет весной – не могу представить даже при наличии своей писательской фантазии… Большое количество людей пухлых. Это в феврале, а что будет в апреле, мае». А уже в середине апреля Шолохов сообщал, что большинство семей живут «без хлеба на водяных орехах и на падали с самого декабря месяца… Теперь же по Правобережью Дона появились суслики и многие решительно «ожили»: едят сусликов варённых и жареных, а не так давно пожирали… вываренную… лишённую всякой питательности падаль…».
После расправы с крестьянством - проведения сплошной коллективизации, начался новый период в «стране победившего социализма» - период уничтожения «врагов народа». Ни у одного советского человека, где бы он ни работал и чем бы он ни занимался, не было в те годы защиты от карательных органов. Репрессии уничтожали всех подряд.
30-е годы для Новочеркасска трагичны во многих отношениях. Практически не было ни одной организации или учреждения в городе, в которых бдительные органы или активные общественники не обнаружили бы «проклятых троцкистов», «врагов народа», «шпионов империализма», «диверсантов»…
Закрывались церкви и монастыри. С лица города исчезли все православные часовни. Закрыли мусульманские мечети, католический храм, лютеранскую кирху.
Политические и идеологические репрессии продолжались вплоть до самой войны.
Когда в мире стала нарастать угроза новой мировой войны, советское руководство вспомнило и обратило свой взор на патриотов Отечества - казаков. Официально было объявлено, что всё казачество стало советским. В апреле 1936 года было принято постановление об отмене ограничений в отношении службы казаков в Красной Армии. Стали создаваться территориальные казачьи кавалерийские дивизии. Среди прочих была сформирована и Сводная кавалерийская дивизия Северо-Кавказского военного округа, в состав которой входил и Донской казачий полк.
С началом Великой Отечественной войны уже в июле 1941 года было положено начало формированию двух донских добровольческих казачьих кавалерийских дивизий, составивших в дальнейшем основу 17-го кавалерийского корпуса РККА.
Всего за годы войны было сформировано и приняло участие в боях 7 донских казачьих кавалерийских соединений.
Сотни тысяч казаков геройски сражались не только в кавалерии, но и во многих пехотных, артиллерийских и танковых частях, в военно-морском флоте, авиации, в партизанских отрядах. Все они внесли свой вклад в Победу.
24 июня во время Парада Победы на Красной площади в Москве прозвучали слова почёта и признательности вклада в Победу Донского казачества: «С обнажёнными клинками идут гвардейцы-кавалеристы. В первом ряду шагает потомственный казак, гвардии майор Бирюков. На его груди блестит «Золотая Звезда»… Много раз Василий Яковлевич Бирюков водил эскадроны, а потом и полки в конные атаки. Внук и сын донских казаков, он свято хранил и умножал казацкую славу». Впервые с момента установления на Дону Советской власти, прозвучали на всю страну такие милые сердцу слова – «внук и сын донских казаков», «хранил и умножал казацкую славу». Может быть именно этот день в истории казачества следует считать началом длительного периода возрождения…
Но ещё долгие годы в Советском Союзе о казачестве напоминали только ансамбли песни и танца, которые существовали и на Дону. Власти считали, что казаки растворились в других народах и стали составной частью советского народа. Но у казаков и их потомков, несмотря на пережитые ими трагедии XX века, сохранилась историческая и народная память. Они всегда знали, помнили и гордились тем, что они казаки.
Уже в период «перестройки» в 1987-1989 годах во многих казачьих станицах Дона стали возникать различные кружки и общества по изучению истории и культуры казачества, военно-исторические клубы, проходили фольклорные праздники и фестивали. Многие казаки вспомнили о своём казачьем происхождении. Число участников казачьего движения стало расти. Казачьи организации стали создаваться в городах, станицах и хуторах. На станичных кругах из числа наиболее уважаемых казаков стали избираться станичные атаманы и правления.
В то же время казаками, в том числе и представителями казачьей интеллигенции, немало делалось для изучения истории казачества и выработки путей казачьего возрождения. Люди узнали правду о жесточайшем терроре большевиков в казачьих областях, о великих потерях казачества.
В 1987 году в Новочеркасске появились объявления о наборе в хор казачьей песни Дона под руководством В. Наугольнова. На этой основе в помещении городского Дома культуры стали собираться любители донской старины и песни. Постепенно встречи стали традиционными. В феврале-марте 1990 года в Новочеркасске заработало объединение интеллигенции, ставящее основной задачей познание и возрождение истории Донского казачества, пропаганду казачьей культуры.
Первое организованное собрание приверженцев идеи казачьего возрождения в Новочеркасске состоялось 8 ноября 1990 года в пос. Октябрьском. На казачьем собрании прошло обсуждение вопросов о предстоящем Круге казаков Дона и выборе атамана Новочеркасска. После дебатов первым Атаманом г. Новочеркасска был избран Порфирий Павлович Азарянсков. Он повёл активную организационную и просветительскую работу в учебных заведениях города, в воинских учреждениях и в других организациях. За активную работу первопроходца казачьего возрождения первому Атаману г. Новочеркасска П.П.Азарянскову в 1994 г. приказом Войскового Атамана был присвоен титул «Почетный атаман г. Новочеркасска».
Первоначально процесс возрождения казачества по стране носил стихийный и неорганизованный характер, но вскоре он стал приобретать продуманные формы и направления. После необходимой подготовки в июне 1990 года в Москве состоялся учредительный Первый Большой казачий круг, на котором атаманом Союза казаков России был избран А.Г.Мартынов, родившийся в станице Гниловской Ростова-на-Дону. После этого круга казачье движение существенно активизировалось.
Спустя короткое время казачьи круги и съезды состоялись во многих областях. 17-18 ноября 1990 года в здании областной филармонии в г. Ростове-на-Дону состоялся учредительный Первый съезд (круг) казаков Дона. На нём было решено создать Союз казаков Области Войска Донского и был избран первый атаман войска Донского Михаил Михайлович Шолохов, сын знаменитого донского писателя М.А. Шолохова.
Данный этап возрождения донского казачества характерен попытками узаконить Ростов-на-Дону в качестве казачьего города и казачьей столицы Дона. Но исторически и практически Ростов-на-Дону никогда не являлся казачьим городом, хотя и был приписан в 1887 г. к Области войска Донского. Бесстрастная статистика говорит о том, что в Ростове-на-Дону до революции не было жителей ... казачьего происхождения. Поэтому симпатии казаков Дона все больше и больше склонялись в пользу исторической столицы - Новочеркасска. В самом Новочеркасске уже активно действовало несколько казачьих станиц.
На Большом казачьем Круге, состоявшемся 3 февраля 1991 г. в Новочеркасске, было решено направить в Москву делегацию казаков, которые встретились с Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным. Одним из результатов этой встречи стало приглашение в середине августа 1991 г. Верховным Советом РСФСР походной станицы Черкасского казачьего округа в Москву на конгресс соотечественников. В столицу приехала делегация в количестве 15 казаков во главе с Атаманом Черкасского округа В.В. Лагутовым. Работа форума совпала с известными событиями, которые были названы «путчем ГКЧП» (19-21 августа 1991 г.). Казаки прервали участие в работе конгресса и направились к Белому дому. «Представители казачества нашего округа, - сообщил атаман В.В. Лагутов,- несли охрану внутренних помещений Белого дома. Здесь мы находились с первого дня до последнего дня провалившегося государственного переворота и с честью выполнили свой долг перед Родиной. Об этом свидетельствует представление наших казаков к награждению Георгиевскими крестами».
6 октября 1991 г. на Большом Круге казаков Дона, состоявшемся в Новочеркасске, Донской атаман М.М. Шолохов добровольно подал в отставку, а вторым атаманом войска Донского избран был Сергей Алексеевич Мещеряков. За Новочеркасском был восстановлен и закреплен статус исторической и современной столицы донского казачества.
Уже через неделю в Новочеркасске состоялось торжество по случаю начала занятий в казачьей школе (впоследствии ставшей Донским Императора Александра III кадетским корпусом). Это событие знаменательно тем, что положено начало казачьему образованию в новой России.
В июле 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества. Этим постановлением были официально отменены репрессивные акты в отношении казачества, принятые в 1918-1920 годах. В этом же году на Большом Круге, состоявшемся 10-11 октября, третьим Донским атаманом был избран Василий Иванович Каледин (однофамилец известного Донского Атамана А.М. Каледина), казак донской станицы Усть-Хоперской, но почти 30 лет проживший и проработавший в Волгограде на ниве школьного образования.
С 1992 года началась более активная деятельность казаков. В этот же год в мае месяце делегация казаков Дона в качестве почетных гостей присутствовала на заседаниях проходившего в Москве VI съезда народных депутатов Российской Федерации. Казаки Дона, как писали московские газеты «смотрелись».
Одним из значимых событий этого периода стало торжественное перезахоронение 15 мая 1993 года в нижнем храме кафедрального Вознесенского собора останков Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова.
Буквально на следующий день, т.е. 16 мая 1993 г., в год 140-летия со времени установления в Новочеркасске памятника М.И.Платову (1853 г.), который был уничтожен в 1933 году, состоялось грандиозное торжество воссоздания памятника знаменитому Донскому Атаману, герою Отечественной войны 1812 года, основателю Новочеркасска, графу и кавалеру Матвею Ивановичу Платову. Это очень важные мероприятия, так как они говорят о той связующей нити, которая зовётся Памятью. Ведь именно духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание казаков Новочеркасска в огромной степени способствуют решению задач, связанных с возрождением нашей Родины – Великой России.
Города, как и люди, имеют своё лицо. У каждого из них только ему присущие черты и, конечно же, своя неповторимая биография. И биография эта состоит из событий, которые происходят в городе. А в Новочеркасске все значительные события связаны с казачеством и в новейшей истории России многие исторические личности обращают свой взор к возрождающейся столице Донского казачества, как символу героического прошлого нашей Родины, символу верности служения России, объединению русского народа…
Разве мог кто-либо, всего несколько лет назад, предположить, что Новочеркасск посетит глава Российского Императорского дома Великая Княгиня Мария Владимировна с Цесаревичем Георгием. Это случилось 13 июня 1993 года. «Белые» в «красном» городе? И какое счастье, что нет ни «белых» ни «красных»! Все они были жертвами той ужасной Гражданской войны. И настало время поставить всем им памятник мира, согласия и единения… И даже Великая Княгиня Мария Владимировна простила цареубийц, и как глава Российского Императорского дома и просто как человек!!!
Июль 1993 года стал судьбоносным в биографии Новочеркасска. 17-18 июля в Москве состоялся Объединительный Верховный Круг - Съезд казачьих войск России и Зарубежья, на котором был избран Верховный атаман войска Донского, а столицей казачества России и Зарубежья Круг определил г. Новочеркасск. С этого момента, можно сказать, город был реабилитирован и вновь встал на путь столичного возрождения. Вместе со своей столицей шло и возрождение самого Донского казачества, которому был уготован тяжкий крест на пути к возрождению. В обострениях и противоречиях внутри казачьего движения, мучительно и раздражительно рождалось истинное возрождение. Нет на земле такого государства, нет такого народа, нет такой общности людской на земле, чтобы не было внутри её противоречий. И всегда есть «исторические» личности, которые «ловят рыбу в мутной воде». Не избежало этих противоречий и казачество. Но нет у казачества другого пути, кроме верного служения России и Донское казачество, всегда служившее твёрдой опорой государственности, своей грудью на протяжении многовековой истории нашего Отечества, самоотверженно и бесстрашно принимало удары многочисленных врагов и защищало землю Русскую. И это было возможно благодаря патриотическим чувствам, воинской дисциплине и крепким узам войскового товарищества. Именно эти качества и один из главных постулатов казачества –Вера, наша Православная Вера, не дали Донскому казачеству свернуть с истинного пути.
19 ноября 1994 года в Новочеркасске прошел Большой Круг с участием представителей казачьих станиц города и ряда станиц других казачьих округов, которые провозгласили создание новой казачьей структуры - Всевеликого войска Донского. Его Атаманом был избран атаман казачьей станицы Средней Павел Алексеевич Барышников
Весь 1995 год прошел в текущей работе по укреплению казачьих рядов. На следующий год Новочеркасск посетил президент России Б.Н.Ельцин, который выступил перед собравшимися 11 июня 1996 года на пл.Ермака, а затем возложил цветы к памятнику М.И.Платова.
27 октября 1996 г. в Новочеркасске собирается Большой Круг, который рассмотрел вопрос об отношении к реестровому (государственному казачеству) и принял решение о переходе на государственную службу. Круг избрал Атамана войска Донского. Им стал бывший мэр г. Волгодонска Вячеслав Фадеевич Хижняков. В течение четырёх месяцев в казачьих станицах и округах проводилась работа по привлечению казаков в государственный реестр. Согласно Положения о реестровом казачестве необходимо было зарегистрировать не менее 10.000 казаков, пожелавших перейти из общественной казачьей организации на государственную службу. И такое количество было перекрыто более чем втрое!
17 июня 1997 года Указом Президента Российской Федерации зарегистрирован Устав Войскового Казачьего Общества «Всевеликое Войско Донское». Этот день можно признать днем рождения нового казачьего войска Донского. 12 июля 1997 года в Новочеркасске на пл.Ермака прошёл смотр-парад, посвященный вручению войску Донскому свидетельства о внесении в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. 14 октября 1997 года Президент России Б.Н. Ельцин утвердил кандидатуру Атамана Всевеликого войска Донского В. Ф. Хижнякова. Таким образом завершился процесс официального вхождения и оформления войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» на государственную службу.
27 мая 1998 г., находящийся на Дону и посетивший г.Новочеркасск Атаман Тройственного Союза Дона, Кубани и Терека, Атаман Донских казаков за рубежом, профессор Николай Васильевич Федоров (97 лет от роду) подписал от своего имени важный во всех отношениях для реестровых казаков официальный документ, в котором говорится: «Властью, данной мне, как Атаману Донских казаков за рубежом, в целях восстановления исторической преемственности объявляю преемником и носителем духовных и нравственных традиций Донского казачества, основанных на православной вере, войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское». Этим заявлением Атамана Донских казаков за рубежом Н.В.Фёдоровым было сделано признание первенства Российского Донского казачества и признание Новочеркасска мировой столицей казачества.
20 октября 1999 года, впервые после 1917 года, Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон освятил стены Атаманского дворца в г. Новочеркасске и благословил Всевеликое Войско Донское на благие дела.
Большой Круг Всевеликого войска Донского, прошедший 30 октября 1999 г. в Новочеркасском драматическом театре, практически единогласно избрал Атаманом Всевеликого войска Донского Виктора Петровича Водолацкого, работающего заместителем губернатора Ростовской области по вопросам казачества и экологии. С тех пор он бессменно возглавляет Войско Донское. Каждый раз на отчетно-выборном Войсковом Круге Донские казаки выбирают именно В.П.Водолацкого Войсковым Атаманом на очередной срок.
Укрепление авторитета Всевеликого Войска Донского не только в стране, но и в странах зарубежья продемонстрировал Первый Всемирный конгресс казаков, посвященный 250-летию М. И. Платова, который проходил 19- 23 августа 2003 года в городе Новочеркасске. В работе конгресса приняли участие представители всех казачьих Войск России и 27 зарубежных казачьих диаспор.
Важной общественно-политической вехой в развитии казачьего движения на Дону стала встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина с атаманами округов Всевеликого Войска Донского, которая состоялась 25 мая 2005 года в станице Вешенской Ростовской области.
На дальнейшую жизнь казачества большое влияние оказал и федеральный закон от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Этот закон стал отправной точкой в оформлении донских казаков на государственную службу.
Большое социально-политическое значение для казачества Дона продемонстрировали торжественные мероприятия, посвященные 365-летию Азовского осадного сидения донских казаков, которые успешно прошли 14-15 октября 2006 года в г. Азове. В них приняли участие более ста тысяч жителей области и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Перед началом торжеств 14 октября в г. Азове состоялся Большой Войсковой отчетно-выборный Круг. В соответствии с решением Круга Войсковым Атаманом на очередной срок единогласно вновь избран казачий генерал В. П. Водолацкий.
Войсковой Атаман В. П. Водолацкий является депутатом Государственной Думы Российской Федерации.
Сегодня Всевеликое Войско Донское одно из самых многочисленных и передовых объединений казачества России. Через все бури и грозы столетий донские казаки сумели сохранить свою главную заповедь – самоотверженно служить Отечеству по законам кодекса чести основанного на принципах истинного патриотизма, трудолюбия и ратного подвига.
В советский исторический период в общественном сознании была навязана мысль, о том, что царское самодержавие зачастую использовало донские казачьи части для подавления революционного движения в стране. Нам хорошо известно, что законной властью в России была монархия, а выступление против законной власти с оружием в руках – бандитизм. Вот против этого бандитизма, верных присяге и Родине казаков и использовало царское самодержавие. С того времени эти понятия не изменились и если в
современной истории России найдутся силы, которые выступят против законно избранной власти с оружием в руках, то донские казачьи части готовы выступить против них… |