27 марта 1920 года Геноцид терских казаков
Гребенские казаки Причерноморья. 1818 г. Гравюра
«Ликвидировать казачество как класс», коммунисты начали в первую голову, еще во время гражданской войны (что, кстати, «помогло» казакам определиться в выборе своей «стороны баррикады»). Наиболее единым в смысле выбора оказалось Терское казачье войско. Если среди донцов нашлись сторонники большевизма, а среди кубанцев – «самостийники», то за терцев все было решено изначально, с того момента, как Г.К. Орджоникидзе определил, что главной опорой революции на Кавказе являются чеченцы и ингуши. Даже с завершением Кавказской войны в ХIХ веке ситуация в районах Терского войска, граничивших с чеченскими и ингушскими поселениями, мало изменилась. Те же непрерывные налеты, разбои, убийства, угоны скота, захваты людей. Казаки даже в поле не расставались с винтовками и время от времени мстили немирным своим соседям. То есть обстановка была всегда достаточно накалена. А захватив власть, большевики не только вооружили вайнахов, но и усилили отрядами Красной гвардии. Науськивать же необходимости не было. За несколько дней 1918 года было истреблено около 12 тысяч казаков, женщин, детей и стариков, а 70 тысяч были изгнаны из своих домов. Ряд станиц (большая часть которых находится сегодня в Пригородном районе Северной Осетии) превратились в «аулы».
27 марта 1920 года терские казаки — жители станиц Аки-Юртовской, Тарской и Сунженской вооруженными большевистскими отрядами были изгнаны из своих домов и построены в колонны. Никакое имущество казакам брать не разрешали, только семьям казаков-красноармейцев разрешили брать имущество, но не более одной телеги. Колонны пеших казаков-выселенцев под вооруженным конвоем двигались несколько десятков километров к железнодорожному разъезду Далаково, ныне город Беслан.
Путь к Беслану стал «маршем смерти». Всех пытавшихся бежать и тех, кто уже не мог идти, в первую очередь детей и стариков, конвоиры убивали. Вдоль дорог также стояли заранее собравшиеся чеченцы и ингуши, как писали тогда в документах — «группы возмущенных горцев», которые, не трогая конвоиров, убивали идущих в колоннах казаков. По словам современников, вся дорога до самого Беслана была покрыта телами убитых. Но и на конечном пункте — станции Далаково мучения выселяемых не закончились. Несколько сотен, а, возможно, и тысяч казаков — ввиду отсутствия вагонов, — были расстреляны из пулеметов и изрублены шашками на лугу в нескольких километрах от станции. Тела убитых были захоронены в заранее вырытых огромных ямах.
Истребление терских казаков продолжалось в течении всей весны 1920 года. Впоследствии были полностью выселены еще несколько станиц — Ермоловская, Закан-Юртовская (Романовская), Самашкинская, Михайловская, многие станицы были выселены частично. Точное число погибших во время мартовско-апрельской резни 1920 года неизвестно. Современными исследователями называются цифры от 4 000 до 35-38 000 человек. Но вряд ли эта цифра меньше 10 000.
________________________________________
Сегодня терские казаки разбросаны по землям Казакии и России. Примерная численность терских и гребенских казаков оценивается в 30 тысяч человек. Однако будучи рассеянными, казаки Терека стремятся поддерживать связи и не забывают исторического Отечества. Среди терских казаков много казаков-националистов думающих сегодня не только о возвращении земель Терского казачьего Войска, но и всех казачьих земель, которые оказались в оккупации потомков большевиков и их пособников. Историческая память нашему народа дана, чтобы не только молиться в памятные дни, но и стремиться к борьбе за утраченное и потерянное в войнах нашими предками.
27 марта 1920 года - памятная дата. Помним, не забудем, не простим!