Меню сайта
Радио
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Май » 14 » 12 мая 1570 года – дата основания Донского казачества
05:34
12 мая 1570 года – дата основания Донского казачества

12 мая 1570 года – дата основания Донского казачества

 

Донской казак против польского улана. «Кто кого?» Художник В. Мазуровский

Много военных побед связано с именем Войска Донского, а казачья отвага давно и навечно стала притчей во языцех

«На коня надо сажать, покуда лоза да сопля зелена». Этим правилом руководствовались донские казаки в военном воспитании сыновей с самого раннего детства. Может быть, поэтому донская выучка признается лучшей среди всех 11 российских казачьих войск. Датой основания Донского казачества считается 12 мая 1570 года.


К.К. Пиратский. Донские казачьи полки и артиллерия, 1867 год.

Первая казачья грамота

Донские казаки обрели официальный статус с легкой руки Ивана Грозного. Первую грамоту царь отослал казачеству еще в начале января 1570 года. В ней было требование служить на благо царя и Отечества, а взамен царь обещал жалование всякому казаку, кто присягнет на верность.
На самом деле о донских казаках было известно задолго до царских предложений службы. Еще в 1550 году ногайский князь Юсуф жаловался Ивану на то, что донцы городов понаставили, беспошлинно не хотят пропускать его людей. А бывает, и силой забирают что понравится, не забыв и по шапке настучать.
Иван Грозный, правильно оценив степень опасности неуправляемой грозной силы казаков, решил привлечь их на службу государеву, привязав к стабильному жалованию. И у него почти получилось. Со временем казаки изменили уклад жизни. Если раньше казачье поселение больше походило на военный лагерь (только воины и оружие), то впоследствии казаки стали приводить из военных походов жен. Стали рождаться дети, казаки обзаводились хозяйством, пускали корни, разводили огороды. Порохом, одеждой, свинцом, хлебом и деньгами их жаловал царь, а воевать за него – ну, что же, к войне казак всегда был привычен.

Государство в государстве

Герб Великого Войска Донского.

Казачество было государством в государстве. Будучи на службе у царя, казаки строго соблюдали законы, принятые внутри Круга. Жизнь поселения регулировалась и управлялась атаманом, хоть право голоса имели все. Насущные вопросы обсуждались сообща, всеми взрослыми казаками. Решение же после обсуждения выносил атаман. Его слушали беспрекословно.

В казаки брали практически всех, невзирая на прошлые грехи или заслуги. Кандидат мог быть хоть беглым, хоть преступником. Главное, чтобы в Бога верил и драться умел. С Дона выдачи нет – это всегда было нерушимым законом. Сколько ни пытались царские посланцы забрать преступника, добравшегося до донцов, столько раз терпели неудачу.

Со времени принесения донскими казаками присяги не было войны, в которой бы казачье воинство не стояло в одном ряду с царским войском. Казанский поход, битва за Астрахань, сражения с татарами и турками. Но и о локальных «развлечениях» казаки не забывали. «За зипунами» ходили на Азов и окрестности, захватывали караваны на Волге. В общем, собирали добычу с кого придется.


Миниатюра из рукописи “Избрание на царство М.Ф. Романова», 1673 год.

Установление династии

С ростом благосостояния казаков разрастались и поселения, казаки расселились по всему Дону. Возникли городки на Северском Донце, на речках Хопер и Медведица. Разрастание казачьих территорий привело к разделению казачьей общины на два военных сообщества: низовые казаки жили в районе нижнего течения Дона, верховые, соответственно, в верховьях реки.
Централизованного управления среди казаков не было. В каждом из поселений был свой атаман. Из-за этого начало XVII века было ознаменовано тем, что казаки поддержали восхождение на трон Лжедмитрия. Потом были Василий Шуйский и Лжедмитрий II.
К каждому из этих решений в немалой мере приложили руку поляки. Их агитаторы, вера в богоизбранность царя, недостаток, а часто и неимение новостей из столицы – все это способствовало тому, что казачий Круг принимал неверные решения. Впрочем, когда казаки увидели, что поляки оккупировали Москву, они немедленно выступили против захватчиков, пополнив ополчение.
Героизм при освобождении столицы дал казакам право голоса во время Земского собора в 1613 году, когда избирался новый царь. Тогда на трон взошла династия Романовых. Вполне можно сказать, что именно донским казакам Романовы должны быть благодарны за следующие триста лет своего правления. За эту услугу царь жаловал казаков знаменем, что делало Дон частью государства.

Голытьба и домовые

Оседлая и достаточно сытая жизнь резче обозначила расслоение внутри казачества. Как всегда и везде, нашлись те, кто сумел крепко поставить хозяйство на ноги – «домовые». Были и такие, кто легко расставался с деньгами и потому не имел ничего, кроме военной добычи и амбиций, – «голытьба». А добычи становилось все меньше – на границах становилось спокойнее, а следовавшие караваны не всегда можно было грабить. Их защищали грамоты от царя, которому теперь служили казаки.
Голытьба пыталась протестовать и действовать на свой страх и риск, споры перерастали в противостояние внутри общины. Так проявились лидеры, возглавившие известные восстания: Стенька Разин и Пугачев.



«Бивуак донских казаков» С.Н. Трошин.

«Подкручивание гаек»

Во времена Петра I было введено центральное управление казачьими войсками, утверждена должность войскового атамана. Это был первый случай, когда атаман был не избран, а назначен царским указом. Екатерина II пошла дальше. Уже через год после начала правления она возвела Войско Донское в административные единицы Российской Империи, закрепив за донцами их земли.

Это был щедрый подарок, но взамен императрица требовала от казаков пожизненной службы. Вскоре для рекрутов был установлен тридцатилетний срок, и только в 1875 году его сократили до 20 лет. Казак должен был явиться в расположение с двумя конями и личным оружием. По окончании службы он получал тридцать десятин земли и денежную выплату, но в реальности земли раздавали скупо, и казаку чаще всего доставалась едва ли половина обещанного пая.

Первой донской станицей считается станица Раздорская.

Именно дата её возникновения и считается отправной точкой в истории Донского казачества. Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.



Интересен тот факт, что обучение военному мастерству у казаков начиналось с раннего детства. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.




С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые, преимущественно низовые, и голытьба, состоявшие главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642.

В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность. А тяжесть службы вела к обеднению рядового казачества, что явилось причиной волнений 1818 – 1821 годов.



Донское казачье войско участвовало во всех войнах России в XVII – XX столетий.

После Февральской революции на Дону было образовано «Донское войсковое правительство» во главе с атаманом Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове и Таганроге.

После захвата власти большевиками

Начало репрессий против казаков привело к массовому восстанию на верхнем Дону. "Вешенское восстание" стало ответом донского казачества на политику расказачивания. Более 30 тысяч человек выступило против Советов. Бунтовщики вышли с лозунгами «Советы без коммунистов», обвиняя именно их в массовых убийствах и грабеже. Большевики подавить восстание так и не смогли, поэтому центральная власть продекларировала курс на смягчение политики в «казачьем вопросе».

Как известно, небольшая часть казаков поддержала Советскую власть, вступив в ряды РККА. Командарм Филипп Миронов стоял у истоков создания 2-й Конной Армии, но поддержать расказачивание он отказался. В письме к Ленину в 1919 году он заявил: «Требую именем революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления». Миронов не видел связи между победой революции и уничтожением казачества. Он обвинил во всех грехах комиссаров, бюрократов во главе с Троцким, но добраться с частью своего корпуса на Дон Миронов не успел — его арестовали, осудили, а потом застрелили в застенках тюрьмы.

За подписью многих

Публицисты отмечают, что циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) было за подписью еврейского революционера Янкеля Свердлова, но это не совсем так. Решался вопрос коллективно, причем в создании такого документа большое значение сыграло Донское бюро во главе с Френкелем и Ходоровским. Например, Донбюро РКП (б) в «Основных принципах отношения к казачеству» требовало от красноармейцев: «применение репрессий, массового террора должно носить характер обоснованной кары... По отношению к южному... казачеству должен быть произведен экономический террор»
Циркулярное письмо — самый известный документ, подтверждающий начало террора по отношению к казачеству на Дону. Но были и другие постановления, оправдывающие репрессии на Кубани, Тереке и Оренбурге. Например, Уральский облревком в феврале 1919 года выпустил инструкцию, согласно которой следовало: «объявить вне закона казаков, и они подлежат истреблению». Были и другие приказы, которые требовали от красноармейцев Южфронта расстреливать: «всех без исключения казаков, занимавших служебные должности...; всех без исключения агентов агентов самодержавия...», — говорилось в одной из инструкции Реввоенсовета.



Жертвы «красного террора»

Количество жертв расказачивания в 1919 году не имеет точной цифры, да и сами рамки «красного террора» не ограничивались лишь первым годом Советской власти. По подсчетам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, образованной Деникиным, на Юге России было расстреляно около 5,5 тыс. казаков. Современные авторы утверждают, что от расказачивания погибло полтора миллиона человек. Статистические данные подтверждают, что численность донского казачества с 1917 по 1921 года сократилась вдвое.
В Советское время вопрос о репрессиях по отношению к казачеству был закрыт.
На этот счет действовали определенные политические запреты. Лишь в 1991 году, уже после распада СССР, казаки были признаны репрессированными. Так, в статье 2 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26. 04. 91 г. утверждалось, что в отношение казачества «по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения».

Казаки в СССР

Но 20 апреля 1936 года публикуется постановление ЦИК СССР о восстановлении казачества, и в годы Великой Отечественной войны в Красной армии были сформированы донские казачьи дивизии, которые приняли активное участие боевых действиях, при этом особенно отличился Пятый гвардейский Донской казачий корпус.

В 1980-е годы началось возрождение казачества. 28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата. Столицей донского казачества закреплен Новочеркасск. В казачьей среде стали популярны идеи превращения Дона в особый автономный регион России на базе Ростовской области, к которой должны быть присоединены части Волгоградской области России, а также Донецкая и Луганская области Украины.
С начала XVII века и до начала Гражданской войны казачество разрослось с двух тысяч человек до полутора миллионов. Но уже в 2002 году во время переписи населения было зафиксировано всего около 90 тысяч человек, назвавших себя казаками.



В 1993 году на берегу р. Хопер был открыт памятник Донским казакам — защитникам Отечества.

Из разных источников
Просмотров: 508 | Добавил: voiskodonskoe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Икона дня

Донская икона Божией Матери

Икона "Покров Пресвятой Богородицы"

Урюпинская икона Божией Матери